Файл robots.txt является одним из самых важных при оптимизации любого сайта. Его отсутствие может привести к высокой нагрузке на сайт со стороны поисковых роботов и медленной индексации и переиндексации, а неправильная настройка к тому, что сайт полностью пропадет из поиска или просто не будет проиндексирован. Следовательно, не будет искаться в Яндексе, Google и других поисковых системах. Давайте разберемся во всех нюансах правильной настройки robots.txt.
Для начала короткое видео, которое создаст общее представление о том, что такое файл robots.txt.
Как влияет robots.txt на индексацию сайта
Поисковые роботы будут индексировать ваш сайт независимо от наличия файла robots.txt. Если же такой файл существует, то роботы могут руководствоваться правилами, которые в этом файле прописываются. При этом некоторые роботы могут игнорировать те или иные правила, либо некоторые правила могут быть специфичными только для некоторых ботов. В частности, GoogleBot не использует директиву Host и Crawl-Delay, YandexNews с недавних пор стал игнорировать директиву Crawl-Delay, а YandexDirect и YandexVideoParser игнорируют более общие директивы в роботсе (но руководствуются теми, которые указаны специально для них).
Подробнее об исключениях:
Исключения Яндекса
Стандарт исключений для роботов (Википедия)
Максимальную нагрузку на сайт создают роботы, которые скачивают контент с вашего сайта. Следовательно, указывая, что именно индексировать, а что игнорировать, а также с какими временны́ми промежутками производить скачивание, вы можете, с одной стороны, значительно снизить нагрузку на сайт со стороны роботов, а с другой стороны, ускорить процесс скачивания, запретив обход ненужных страниц.
К таким ненужным страницам относятся скрипты ajax, json, отвечающие за всплывающие формы, баннеры, вывод каптчи и т.д., формы заказа и корзина со всеми шагами оформления покупки, функционал поиска, личный кабинет, админка.
Для большинства роботов также желательно отключить индексацию всех JS и CSS. Но для GoogleBot и Yandex такие файлы нужно оставить для индексирования, так как они используются поисковыми системами для анализа удобства сайта и его ранжирования (пруф Google, пруф Яндекс).
Директивы robots.txt
Директивы — это правила для роботов. Есть спецификация W3C от 30 января 1994 года и расширенный стандарт от 1996 года. Однако не все поисковые системы и роботы поддерживают те или иные директивы. В связи с этим для нас полезнее будет знать не стандарт, а то, как руководствуются теми или иными директивы основные роботы.
Давайте рассмотрим по порядку.
User-agent
Это самая главная директива, определяющая для каких роботов далее следуют правила.
Для всех роботов:
User-agent: *
Для конкретного бота:
User-agent: GoogleBot
Обратите внимание, что в robots.txt не важен регистр символов. Т.е. юзер-агент для гугла можно с таким же успехом записать соледующим образом:
user-agent: googlebot
Ниже приведена таблица основных юзер-агентов различных поисковых систем.
Бот | Функция |
---|---|
Googlebot | основной индексирующий робот Google |
Googlebot-News | Google Новости |
Googlebot-Image | Google Картинки |
Googlebot-Video | видео |
Mediapartners-Google | Google AdSense, Google Mobile AdSense |
Mediapartners | Google AdSense, Google Mobile AdSense |
AdsBot-Google | проверка качества целевой страницы |
AdsBot-Google-Mobile-Apps | Робот Google для приложений |
Яндекс | |
YandexBot | основной индексирующий робот Яндекса |
YandexImages | Яндекс.Картинки |
YandexVideo | Яндекс.Видео |
YandexMedia | мультимедийные данные |
YandexBlogs | робот поиска по блогам |
YandexAddurl | робот, обращающийся к странице при добавлении ее через форму «Добавить URL» |
YandexFavicons | робот, индексирующий пиктограммы сайтов (favicons) |
YandexDirect | Яндекс.Директ |
YandexMetrika | Яндекс.Метрика |
YandexCatalog | Яндекс.Каталог |
YandexNews | Яндекс.Новости |
YandexImageResizer | робот мобильных сервисов |
Bing | |
Bingbot | основной индексирующий робот Bing |
Yahoo! | |
Slurp | основной индексирующий робот Yahoo! |
Mail.Ru | |
Mail.Ru | основной индексирующий робот Mail.Ru |
Rambler | |
StackRambler | Ранее основной индексирующий робот Rambler. Однако с 23.06.11 Rambler перестает поддерживать собственную поисковую систему и теперь использует на своих сервисах технологию Яндекса. Более не актуально. |
Disallow и Allow
Disallow закрывает от индексирования страницы и разделы сайта.
Allow принудительно открывает для индексирования страницы и разделы сайта.
Но здесь не все так просто.
Во-первых, нужно знать дополнительные операторы и понимать, как они используются — это *, $ и #.
* — это любое количество символов, в том числе и их отсутствие. При этом в конце строки звездочку можно не ставить, подразумевается, что она там находится по умолчанию.
$ — показывает, что символ перед ним должен быть последним.
# — комментарий, все что после этого символа в строке роботом не учитывается.
Примеры использования:
Disallow: *?s=
Disallow: /category/$
Следующие ссылки будут закрыты от индексации:
http://site.ru/?s=
http://site.ru/?s=keyword
http://site.ru/page/?s=keyword
http://site.ru/category/
Следующие ссылки будут открыты для индексации:
http://site.ru/category/cat1/
http://site.ru/category-folder/
Во-вторых, нужно понимать, каким образом выполняются вложенные правила.
Помните, что порядок записи директив не важен. Наследование правил, что открыть или закрыть от индексации определяется по тому, какие директории указаны. Разберем на примере.
Allow: *.css
Disallow: /template/
http://site.ru/template/ — закрыто от индексирования
http://site.ru/template/style.css — закрыто от индексирования
http://site.ru/style.css — открыто для индексирования
http://site.ru/theme/style.css — открыто для индексирования
Если нужно, чтобы все файлы .css были открыты для индексирования придется это дополнительно прописать для каждой из закрытых папок. В нашем случае:
Allow: *.css
Allow: /template/*.css
Disallow: /template/
Повторюсь, порядок директив не важен.
Sitemap
Директива для указания пути к XML-файлу Sitemap. URL-адрес прописывается так же, как в адресной строке.
Например,
Sitemap: http://site.ru/sitemap.xml
Директива Sitemap указывается в любом месте файла robots.txt без привязки к конкретному user-agent. Можно указать несколько правил Sitemap.
Host
Директива для указания главного зеркала сайта (в большинстве случаев: с www или без www). Обратите внимание, что главное зеркало указывается БЕЗ http://, но С https://. Также если необходимо, то указывается порт.
Директива поддерживается только ботами Яндекса и Mail.Ru. Другими роботами, в частности GoogleBot, команда не будет учтена. Host прописывается только один раз!
Пример 1:
Host: site.ru
Пример 2:
Host: https://site.ru
Crawl-delay
Директива для установления интервала времени между скачиванием роботом страниц сайта. Поддерживается роботами Яндекса, Mail.Ru, Bing, Yahoo. Значение может устанавливаться в целых или дробных единицах (разделитель — точка), время в секундах.
Пример 1:
Crawl-delay: 3
Пример 2:
Crawl-delay: 0.5
Если сайт имеет небольшую нагрузку, то необходимости устанавливать такое правило нет. Однако если индексация страниц роботом приводит к тому, что сайт превышает лимиты или испытывает значительные нагрузки вплоть до перебоев работы сервера, то эта директива поможет снизить нагрузку.
Чем больше значение, тем меньше страниц робот загрузит за одну сессию. Оптимальное значение определяется индивидуально для каждого сайта. Лучше начинать с не очень больших значений — 0.1, 0.2, 0.5 — и постепенно их увеличивать. Для роботов поисковых систем, имеющих меньшее значение для результатов продвижения, таких как Mail.Ru, Bing и Yahoo можно изначально установить бо́льшие значения, чем для роботов Яндекса.
Clean-param
Это правило сообщает краулеру, что URL-адреса с указанными параметрами не нужно индексировать. Для правила указывается два аргумента: параметр и URL раздела. Директива поддерживается Яндексом.
Пример 1:
Clean-param: author_id http://site.ru/articles/
http://site.ru/articles/?author_id=267539 — индексироваться не будет
Пример 2:
Clean-param: author_id&sid http://site.ru/articles/
http://site.ru/articles/?author_id=267539&sid=0995823627 — индексироваться не будет
Яндекс также рекомендует использовать эту директиву для того, чтобы не учитывались UTM-метки и идентификаторы сессий. Пример:
Clean-Param: utm_source&utm_medium&utm_campaign
Другие параметры
В расширенной спецификации robots.txt можно найти еще параметры Request-rate и Visit-time. Однако они на данный момент не поддерживаются ведущими поисковыми системами.
Смысл директив:
Request-rate: 1/5 — загружать не более одной страницы за пять секунд
Visit-time: 0600-0845 — загружать страницы только в промежуток с 6 утра до 8:45 по Гринвичу.
Закрывающий robots.txt
Если вам нужно настроить, чтобы ваш сайт НЕ индексировался поисковыми роботами, то вам нужно прописать следующие директивы:
User-agent: *
Disallow: /
Проверьте, чтобы на тестовых площадках вашего сайта были прописаны эти директивы.
Правильная настройка robots.txt
Для России и стран СНГ, где доля Яндекса ощутима, следует прописывать директивы для всех роботов и отдельно для Яндекса и Google.
Чтобы правильно настроить robots.txt воспользуйтесь следующим алгоритмом:
- Закройте от индексирования админку сайта
- Закройте от индексирования личный кабинет, авторизацию, регистрацию
- Закройте от индексирования корзину, формы заказа, данные по доставке и заказам
- Закройте от индексирования ajax, json-скрипты
- Закройте от индексирования папку cgi
- Закройте от индексирования плагины, темы оформления, js, css для всех роботов, кроме Яндекса и Google
- Закройте от индексирования функционал поиска
- Закройте от индексирования служебные разделы, которые не несут никакой ценности для сайта в поиске (ошибка 404, список авторов)
- Закройте от индексирования технические дубли страниц, а также страницы, на которых весь контент в том или ином виде продублирован с других страниц (календари, архивы, RSS)
- Закройте от индексирования страницы с параметрами фильтров, сортировки, сравнения
- Закройте от индексирования страницы с параметрами UTM-меток и сессий
- Проверьте, что проиндексировано Яндексом и Google с помощью параметра «site:» (в поисковой строке наберите «site:site.ru»). Если в поиске присутствуют страницы, которые также нужно закрыть от индексации, добавьте их в robots.txt
- Укажите Sitemap и Host
- По необходимости пропишите Crawl-Delay и Clean-Param
- Проверьте корректность robots.txt через инструменты Google и Яндекса (описано ниже)
- Через 2 недели перепроверьте, появились ли в поисковой выдаче новые страницы, которые не должны индексироваться. В случае необходимости повторить выше перечисленные шаги.
Пример robots.txt
# Пример файла robots.txt для настройки гипотетического сайта https://site.ru User-agent: * Disallow: /admin/ Disallow: /plugins/ Disallow: /search/ Disallow: /cart/ Disallow: */?s= Disallow: *sort= Disallow: *view= Disallow: *utm= Crawl-Delay: 5 User-agent: GoogleBot Disallow: /admin/ Disallow: /plugins/ Disallow: /search/ Disallow: /cart/ Disallow: */?s= Disallow: *sort= Disallow: *view= Disallow: *utm= Allow: /plugins/*.css Allow: /plugins/*.js Allow: /plugins/*.png Allow: /plugins/*.jpg Allow: /plugins/*.gif User-agent: Yandex Disallow: /admin/ Disallow: /plugins/ Disallow: /search/ Disallow: /cart/ Disallow: */?s= Disallow: *sort= Disallow: *view= Allow: /plugins/*.css Allow: /plugins/*.js Allow: /plugins/*.png Allow: /plugins/*.jpg Allow: /plugins/*.gif Clean-Param: utm_source&utm_medium&utm_campaign Crawl-Delay: 0.5 Sitemap: https://site.ru/sitemap.xml Host: https://site.ru
Как добавить и где находится robots.txt
После того как вы создали файл robots.txt, его необходимо разместить на вашем сайте по адресу site.ru/robots.txt — т.е. в корневом каталоге. Поисковый робот всегда обращается к файлу по URL /robots.txt
Как проверить robots.txt
Проверка robots.txt осуществляется по следующим ссылкам:
- В Яндекс.Вебмастере — на вкладке Инструменты>Анализ robots.txt
- В Google Search Console — на вкладке Сканирование>Инструмент проверки файла robots.txt
Типичные ошибки в robots.txt
В конце статьи приведу несколько типичных ошибок файла robots.txt
- robots.txt отсутствует
- в robots.txt сайт закрыт от индексирования (Disallow: /)
- в файле присутствуют лишь самые основные директивы, нет детальной проработки файла
- в файле не закрыты от индексирования страницы с UTM-метками и идентификаторами сессий
- в файле указаны только директивы
Allow: *.css
Allow: *.js
Allow: *.png
Allow: *.jpg
Allow: *.gif
при этом файлы css, js, png, jpg, gif закрыты другими директивами в ряде директорий - директива Host прописана несколько раз
- в Host не указан протокол https
- путь к Sitemap указан неверно, либо указан неверный протокол или зеркало сайта
P.S.
Если у вас есть дополнения к статье или вопросы, пишите ниже в комментариях.
Если у вас сайт на CMS WordPress, вам будет полезна статья «Как настроить правильный robots.txt для WordPress».
P.S.2
Полезное видео от Яндекса (Внимание! Некоторые рекомендации подходят только для Яндекса).